Телефоны:

+7 (342) 261-38-69

 

 

Ассоциативное движение в Пермской области

 

21.09.2004

 

Источник: авторская статья

 

В последнее десятилетие в России активно развивается ассоциативное движение. Роль саморегулирующих организаций в политической и экономической жизни страны приобретает все более влиятельное значение. На сегодняшний день уже никому не нужно доказывать необходимость некоммерческих объединений для решения общих интересов бизнес кругов.

 

Правительство России настолько серьезно относится к мнению и роли таких организаций, что приняло решение использовать этот инструмент в системе государственного регулирования и к началу 2006 г. передать часть функций и полномочий профессиональным ассоциациям.

 

В Пермской области также активизировались данные процессы. И.о губернатора А.О. Чиркунов на встрече с представителями СМИ озвучил, что администрация Пермской области, следуя курсу, намеченному правительством РФ, готовится также активно привлекать ассоциации к решению обще региональных государственных задач.

 

Это очень позитивно. Всем известно, что, руководствуясь уставами, ассоциативные объединения выступают выразителем интересов определенного круга бизнеса или общественности, их представителями. И, как верно отметил О.А. Чиркунов, лучше разговаривать с представителем всего сообщества, чем с каждым в отдельности. Такой подход, безусловно, позволит решать задачи в комплексе, а не частным порядком.

 

Однако, практика показала, что от провозглашения идеи в стенах областной администрации до ее практической реализации проходит очень много времени. Примеров можно привести достаточно, но не в этом сейчас задача. К сожалению, в Пермской области администрация области является самым нестабильным институциональным образованием. Меняются люди, меняются взгляды, цели и задачи, в некоторых случаях прямо диаметрально. Это одна из главных причин, почему хозяйствующим субъектам Пермской области очень сложно решать свои задачи с областной властью в одиночку.

 

Руководители до-перестроечного воспитания еще равняются на власть и надеются на справедливость и понимание, тратя на уговоры чиновников массу времени, сил и нервов. Руководители же нового формирования не желают мириться с таким положением дел. Они хотят решать законно и цивилизовано вопросы своего бизнеса. Они понимают, что имеют право требовать от областной администрации не только «показухи» и красивых слов в свой адрес, но скорого рассмотрения и решения вопросов в рамках ее компетенции.

 

Как правило, именно такие руководители являются либо инициаторами создания ассоциаций, либо активными их участниками. В данном случае, ассоциация может выступать, как инструмент принуждения власти услышать голос бизнеса и общества или, как модно сейчас говорить, инструмент установления диалога с властью. (Можно подумать, что во власти у нас одни глухие и слепые, и живут на другой планете).
Каково же отношение власти к ассоциациям в Пермской области?

 

Очень потребительское! Власть к ним обращается или на них обращает внимание только тогда, когда нужно сделать «хорошее лицо» перед избирателями, поднять имидж, или натравить на кого-то или что-то, т.е. только в корыстных личных интересах для решения частных, а иногда и стратегических, как в случае с голосованием за Пермский край, случаях.

 

Желают ли исполнительные органы государственной власти Пермской области передавать какие-либо свои функции, а тем более полномочия ассоциациям?

 

Однозначно - НЕТ! Это объективно. Любой председатель департамента или комитета, начальник управления откровенно скажет Вам, что не заинтересован в уменьшении функций или полномочий своего подразделения, так как от их количества и содержания зависят численность исполнительного органа, его место в структуре исполнительной власти, но самое главное - средства выделяемые из бюджета на его деятельность.

 

Таким образом, когда идея, рожденная внутри бюрократического аппарата, затрагивает личные и материальные интересы чиновников, то она обречена на провал. Какие бы правильные слова не говорили и.о. губернатора О.А. Чиркунов и вновь назначаемые заместители губернатора в плановых или не плановых интервью, это останется только благими пожеланиями. Внутри самой областной власти они будут скрыто и явно саботироваться исполнителями (от начальника до специалиста). Это естественно, как борьба за выживаемость.

 

В этом случае наивно ждать, что власть наделит ассоциации какими-либо правами. Как говорили классики: «Права не дают, права берут». Наиболее убедительный пример силы ассоциативного движения - это использование их при организации референдума по созданию Пермского края, когда администрация вовремя и умело подключила некоммерческие организации и ассоциативные объединения к решению вопроса по обеспечению явки на голосование. Получилось как всегда, попросила, решила свой вопрос и забыла.

 

Почему же объединения не делают выводов, не верят в свои силы. Как долго еще инициативные люди, болеющие не за свое, а за общее дело, будут стучаться в кабинеты «недосягаемых» чиновников. А ведь именно ассоциации и некоммерческие объединения способны создать такие условия, когда власть сама будет проситься к ним.

 

Возможно это опять же через объединение. Не понятно, как так случилось, что все профессиональные и ассоциативные объедения разрознены. Какая такая кошка пробежала между ними? Может быть, все та же - областная администрация. Метод «разделяй и властвуй» не изжил себя и поныне. Может быть, чувство соперничества не позволяет объединиться некоммерческим организациям и ассоциациям? Но в чем соперничество, ведь каждая такая организация решает свои задачи и цели. Конечно, возможны какие-то пересечения или даже дублирование, но в этом нет ничего предосудительного. Ведь предприятия (организации) зачастую являются членами нескольких таких ассоциативных объединений. Принимая решение о вступлении они прекрасно видели и понимали это наложение, но, тем не менее, они вступили. С какой целью? Ответ один, они надеялись на удвоенный (утроенный) эффект. Печально, если надежды их не оправдываются.

 

Необходимо срочно изменить отношение к себе и друг к другу. Ассоциации должны заявить о себе общественности и политикам. Это возможно сделать, собравшись на Областной Съезд ассоциаций и некоммерческих организаций Прикамья.

 

Каждая ассоциация, основываясь на направлениях своей деятельности, способна самостоятельно предложить исполнительным структурам областной власти перечень функций и полномочий, которые ей могут быть переданы. Смею предположить, что ни одна из таких организаций не будет претендовать на функции государственного управления, прекрасно оценивая свои возможности и полномочия.

 

Следующим шагом в этом направлении должно стать то, что каждая ассоциативная организация обозначит перед общественностью и властью Пермской области свои возможности и рамки деятельности. В этом случае могут использоваться любые методы и инструменты от прямого обращения к и.о. губернатора до презентаций, конференций и т.п. Цель данных действий состоит в том, что каждая организация самостоятельно должна обозначить - какие полномочия и функции она готова принять на свою ответственность.

 

Для осуществления своих намерений и намерений областной власти должен быть создан коллегиальный орган, призванный найти эффективное решение по распределению функций и полномочий между всеми заинтересованными сторонами. В коллегиальный орган должны войти представители всех заявивших о себе ассоциативных организаций, представители исполнительных структурных подразделений, законодательная власть, эксперты и аналитики.
Результатом деятельности коллегиального органа должна стать программа по передаче полномочий и функций от областной исполнительной власти к ассоциативным организациям в Пермской области (Пермском крае).

 

По нашему мнению, только следуя предложенной логике решения вопроса государственной важности, возможно достичь наиболее эффективного результата с учетом интересов всех направлений социально-экономической жизни региона.

Автор: Людмила Кучинская, Вице-Президент ассоциации международного партнерства "Пермский регион", председатель правления ООО Агентство "Бизнес Интернэшнл", к.э.н., доцент