Разработка стратегии внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Пермского края

В конце 2007 года ООО «Агентство «Бизнес Интернэшнл» победило в открытом конкурсе на выполнение работы по теме «Разработка стратегии внешнеэкономической и межрегиональной деятельности», заказчиком которой выступал Аппарат Правительства Пермского края. Помимо ООО «Агентство «Бизнес Интернэшнл», заявки на участие в конкурсе подавали ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет» (Центр регионального развития инноваций и управления ПГТУ),  Филиал Уральской академии государственной службы г. Перми.

 

Работы по данному проекту проводились в два этапа:


1. Проведение текущего анализа внешнеэкономической деятельности Пермского края, комплексная оценка существующего потенциала в сопоставлении с российским и мировым опытом

 

2. Разработка Стратегии внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Пермского края до 2015 года.

 

В рамках первого этапа был проведен анализ текущего состояния внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Пермского края, в том числе включающий: анализ ситуации, сложившейся во внешнеэкономической сфере; комплексную характеристику накопленного внешнеэкономического потенциала и предпосылок для его развития с учетом общемировых тенденций; анализ последствий вступления России в ВТО для Пермского края; анализ конкурентных преимуществ и рисков.

 

Отчет по этапу 1 включал в себя следующие основные разделы:

 

  • Анализ состояния внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Пермского края (Историческая справка, Внешняя торговля Пермского края в 2001-2006 гг., Иностранные инвестиции и международная производственная кооперация, Инвестиционный рейтинг Пермского края, Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, Межрегиональная торговля Пермского края)
  • Инфраструктура внешнеэкономической и межрегиональной деятельности (Органы государственного регулирования, Финансовые услуги, Фондовый рынок, Консульства и торговые представительства посольств зарубежных государств, Логистика и транспорт, Подготовка кадров и трудовые ресурсы, Система продвижения товаропроизводителей)
  • Ситуация на мировых рынках (Рынок минеральных удобрений, Рынок нефтепродуктов, Рынок металлов, Рынок древесины и изделий из древесины, Рынок бумаги и картона, Рынок инноваций, Рынок продовольственных товаров)
  • Анализ последствий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) для Пермского края (Краткая характеристика Всемирной торговой организации, Предпосылки вступления России во Всемирную торговую организацию, Условия присоединения России к ВТО и основные противоречия, Ожидаемые преимущества вступления России в ВТО, Возможные трудности и риски вступления России в ВТО, Последствия вступления России в ВТО для Пермского края, Возможные сценарии развития событий в период 2008-2015 гг.)
  • Сравнительные конкурентные преимущества Пермского края (Оценка текущей конкурентоспособности Пермского края, Резервы и ограничения, возможности и угрозы развития внешнеэкономических и межрегиональных связей Пермского края)
  • Некоторые тенденции и зависимости 

 

В отчет по этапу 2 вошли следующие основные разделы:

 

  • Концептуальные основы стратегии внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Пермского края до 2015 г. (Исходное состояние объекта стратегического планирования - внешнеэкономического потенциала Пермского края, Основные тенденции, Место среди конкурентов по внешнеэкономической деятельности, Определяющие условия для стратегического планирования внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Пермского края до 2015 г., Прогноз основных показателей внешнеэкономической деятельности до 2015 г., Существующие проблемы и ограничения, Главная идея Стратегии, Желаемые результаты (видение Стратегии), Возможные эффекты от достижения желаемых результатов, Варианты развития событий и прогноз по вариантам, Риски не достижения желаемых результатов, Постановка главной цели Стратегии, Индикаторы стратегического планирования - основные ориентиры развития, Выбор приоритетных стран)
  • Стратегия внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Пермского края до 2015 г. (Миссия региона во внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, Принципы реализации Стратегии, Система целей и задач Стратегии, Механизм реализации Стратегии (методы достижения целей и задач), Этапы реализации Стратегии, Стратегия Пермского края на рынках приоритетных стран, Основные проекты Стратегии, Система показателей Стратегии)
  • План мероприятий Стратегии (Структура плана мероприятий Стратегии, Ресурсное обеспечение плана мероприятий Стратегии, Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Стратегии)
  • Система мониторинга реализации Стратегии ( Организация мониторинга процесса реализации Стратегии, Функции системы мониторинга реализации Стратегии, Мероприятия, проводимые в рамках мониторинга реализации Стратегии, Процесс мониторинга реализации Стратегии).

 

В рамках выполнения проекта были дополнительно произведены следующие работы, отчетная информация по которым была отображена в приложениях:

 

1. Составлены прогнозы экспорта и вывоза (в рамках межрегиональной торговли) Пермского края до 2015 г. и прогноз импорта Пермского края до 2015 г.

2. Осуществлено планирование экспорта по вариантам развития внешнеэкономической деятельности

3. Исследованы государственные и региональные стратегии и программы, влияющие на формирование стратегии ВЭД Пермского края

4. Исследован опыт создания и функционирования Центров международной торговли в России

5. Исследован рейтинг быстрорастущих рынков и динамика экспорта Пермского края по ним

6. Сделано обоснование мероприятий Стратегии

7. Произведен расчет удельных затрат на каждое мероприятие плана Стратегии

 

Практическое значение результатов проекта:

 

1. В ходе работ по проекту была разработана и апробирована уникальная методология стратегического планирования внешнеэкономической деятельности субъекта РФ. На основе данной методологии может быть разработана стратегия ВЭД для любого субъекта РФ. При этом стратегии ВЭД не будут однотипны. Для определенного субъекта РФ выбирается свой метод стратегического планирования, в зависимости от степени влияния на результаты ВЭД региона внутренних и внешних факторов.

 

2. Методология стратегического планирования ВЭД может использоваться также для разработки стратегии ВЭД предприятия-экспортера.